Как получить пособие по уходу за инвалидом

Как получить пособие по уходу за инвалидом

Инвалиды – категория граждан, неспособных обслуживать себя самостоятельно. Бытовые ситуации, лечение, посещение каких либо общественных мест или прогулки – ситуации, где не обойтись без посторонней поддержки. Должен быть человек, который будет регулярно оказывать помощь несостоятельным людям. Необходимость постоянно находиться с родственником-инвалидом, лишает опекуна возможности трудоустроиться на работу. Ввиду этих обстоятельств у него попросту не будет средств на собственное содержание и помощь подопечным. Государство заботится о таких гражданах, оказывая им финансовую поддержку.

Поддержка инвалидов государством

Инвалидов относят к приоритетной категории населения при распределении средств для поддержки граждан, испытывающих материальные трудности. Социальная помощь по уходу за инвалидами (дети, взрослые 1 группы) – поддержка, оказывая государством опекунам, лишенным возможности устроиться на работу ввиду их занятости присмотром за подопечными. Заявить предусмотренную им возможность оформления пособий, льгот, вправе родители, опекуны, попечители, ухаживающие за одним или за несколькими нетрудоспособными лицами.

Порядок финансирования таких семей предусмотрен федеральными законодательными актами. Сроки, суммы, особенности начисления и погашения компенсаций регулируется президентским Указом под номером N 175, с названием «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства 1 группы», в редакции от 26.02. 2013.

Пособие по инвалидности и другие социальные льготы от государства предусмотрены для обеспечения инвалида, его родителей, родственников и других опекунов всем необходимым для существования, лечения, развития и социальной адаптации. Такая поддержка способствует поддержанию здоровья, созданию условий в рамках общественных норм. Получая ежемесячное финансирование, опекун может не работать, чтоб не отлучаться и уделять время уходу за подопечным.

Выплата оформляется тем претендентам, которые заявили на нее свое право, написав соответствующее заявление, передав его в органы ПФР (Пенсионный Фонд России) на местах. За помощью можно обращаться и МФЦ, это многофункциональные центры. Данное ему законом право, обратившийся Гражданин должен подтвердить пакетом документов. Размер пособия по уходу, опекой над нетрудоспособными лицами, утвержден на федеральном уровне. В отдельных субъектах РФ, в региональных бюджетах предусмотрены резервы на доплаты за каждого подопечного.

К сведению! Запомните, что подделка бумаг, подтверждающих право на оговариваемые выплаты, карается в соответствии с Уголовным кодексом РФ.

Условия для оформления помощи

Условия получения

Прежде чем обращаться с написанным по образцу заявлением в органы, где производят начисления (Пенсионный фонд), нужно выяснить соблюдены ли все требования. Необходимо подтвердить статус подопечного лица. Также от опекуна потребуется выполнения некоторых условий. Подробней эти вопросы освятим ниже.

Условия позволяющие признать человека инвалидом

Чтобы получить медицинское заключение необходимо пройти комиссию по месту жительства. Инвалидность подтверждается членами медико-социальной экспертной комиссии. Заключение МСЭК является необходимым условием назначения всех видов социальной помощи. Более детально порядок установки и подтверждения инвалидности можно изучить в статьях закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» (редакция от 24.11.1995 г.)

Критерии позволяющие признать ребенка инвалидом:

  • явные проблемы со здоровьем, нарушенное функционирование организма, которые были вызваны врожденными дефектами, полученными травмами, приобретенными дефектами;
  • ограниченная жизнедеятельность, к ней относится полностью или частично утраченная работоспособность, двигательная активность, возможность нормального существования в обществе;
  • необходимость в социальной защите/реабилитации.В категории «Дети» (возраст в рамках 18 лет) не предполагается деления на группы. Статус ребенок-инвалид закрепляется за лицом до совершеннолетия, улучшения состояния здоровья. Если в 18 лет выздоровления не наступило, то совершеннолетний нетрудоспособный гражданин может подтвердить статус инвалид детства, где уже происходит деление на 1,2 или же 3 группу. Возрастную инвалидность оформляет при достижении человеком 80-ти лет.

Важно! Дотация по уходу за совершеннолетним инвалидом полагается лишь при условии подтверждения у него 1 группы (полная утрата работоспособности). Для 2 — 3 группы пособие не положено, ввиду того их работоспособность ограничена лишь частично.

Кто может выступить заявителем


Пособие по уходу за инвалидом, своим ребенком, может оформить родитель, официальный опекун (попечитель) и другое лицо по их поручению. Такое право можно подтвердить на любом этапе после его возникновения. Выплата положены с момента письменного обращения в органы пенсионного фонда.

Требования к опекуну

Чтобы заявить право на выплату пособия по уходу за инвалидом, заявитель должен соответствовать следующим условиям:

  1. Трудоспособность. Эта норма предполагает отсутствие инвалидности, статуса пенсионера.
  2. Нетрудоустроенность. Это отсутствие основного или дополнительного места работы. Не должен заявитель также состоять на учете в Центре занятости.
  3. Возрастной ценз. Обратившееся лицо должно быть не моложе 16, не старше 80-ти лет.
  4. Список лиц. Независимо от количества человек, помогающим нетрудоспособным людям, дотацию может оформить лишь одно лицо.
  5. Место жительства. Опекун должен проживать в одном населенном пункте со своим подопечным, не обязательно совместно (в одном доме, квартире).
  6. Родство. Попечителем может стать как родственник, так и чужой человек осуществляющий уход.

Порядок обращения

Порядок обращения

Оформить вышеуказанные дотации довольно сложно, ввиду необходимости подтверждения тех или иных обстоятельств. Предлагаем пошаговую инструкцию для заявителей:

  1. Первый этап – посещение Пенсионного фонда. Придя в отделение по месту жительства, человек может получить разъяснения и консультации по интересующему вопросу. Существует масса нюансов, справиться с ними без квалифицированной помощи будет затруднительно. Сотрудник фонда также огласит список требований и перечень требуемых документов.
  2. Этап второй – посещение Центра занятости. В этом учреждении нужно получить справку, которая подтверждает факт отсутствия социальных выплат по безработице.
  3. Этап третий – запрос в МСЭК. Делается это с целью получения письменного подтверждения того, что подопечный нуждается в уходе, а именно требует помощи в быту и обслуживании.
  4. Этап четвертый – отправка запроса в ПФ. Имеется в виду отделение ПФ по месту регистрации заявителя. Бумага должна подтвердить факт отсутствия пенсионных начислений для заявителя.
  5. Этап пятый – письменное обращение в ПФ. На этой стадии обратившееся лицо представляет на ознакомление сотрудника ПФ набор документов, пишет заявление на выплаты.
  6. Этап шестой – рассмотрение заявление. Срок, в который обычно утверждается пособие или выдается отказ, составляет 10 дней. В случае необходимости сотрудник ПФ может потребовать дополнительные подтверждения, предоставляя при этом разъяснения и консультации.

К сведению! В индивидуальном порядке рассматриваются обращения людей, которые проживают не одном населенном пункте с подопечным. В такой ситуации попечитель обязан доказать, что сможет осуществлять взятые на себя обязательства. К ним относится ежедневные процедуры – кормление, гигиенические процедуры, помощь в приеме лекарств, массаж, доставка продуктов, стирка, уборка.

Размер пособия

При соблюдении всех пунктов и условий, заявитель может рассчитывать на начисление пособия. Это фиксированная на федеральном уровне сумма (порядка 1400 рублей). Для регионов со сложными условиями проживания, например, для Крайнего севера, предусмотрены дополнительные выплаты. Расчет производят с учетом специального коэффициента. Максимальный порог ежемесячной денежной выплаты (помощь в натуральной форме) в этом случае составит около 2400 рублей.

Родители, у которых есть дети-инвалиды вправе оформить более высокую пенсию (около 5500 рублей). В случае если уход будет осуществлять постороннее лицо или другие родственники, то они могут рассчитывать лишь на минимальный размер пособия. Фиксированная сумма регулярно меняется на условиях индексации, на основании соответствующего решения правительства.

Государство, ввиду сложной экономической ситуации, не может выплатить попечителю выплаты, которые могли бы покрыть его нужды. Поэтому нуждающийся человек, который помогает инвалиду, может рассчитывать на компенсацию только части дохода.

Какие бумаги от вас потребуются

Оформление пособия по уходу за детьми-инвалидами, предполагает подачу таких документов:

  • паспорта и его копии, имеется в виду документ заявителя. Обязательное условие наличие прописки по адресу, который соответствует отделению ПФ в который вы намерены обращаться;
  • заявление инвалида. Представитель ПФ фиксирует просьбу подопечного и его согласие на то, что попечитель в указанном лице будет оказывать ему требуемый вид поддержки и ухода;
  • заключение МСЭД, в котором подтвержден факт инвалидности;
  • справка, подтверждающая факт того, что пожилой гражданин требует ухода (по возрасту);
  • трудовая книжка, в которой подтвержден факт отсутствия трудоустройства;
  • справка из органов налоговой службы, которой гарантируется отсутствие у обратившегося попечителя дополнительных источников дохода;
  • справка из Центра занятости, об отсутствии выплат по безработице;
  • бумага из ПФ, подтверждающая факт того, что заявитель не получает собственных пенсионных выплат;
  • трудовая книжка подопечного (в случае ее наличия).

В случае если заявитель планирует ухаживать за детьми инвалидами, дополнительно потребуется:

  • свидетельство о занесении гражданина в реестр (из ЗАГСа);
  • документ из школы, другого учебного учреждения (при условии, что он проходит там обучение);
  • заявление от подопечного, если его возраст 14 лет и выше.