Выплата с учетом износа по ОСАГО: новые правила

Выплата с учетом износа по ОСАГО: новые правила

Если ранее страховая выплата потерпевшему производилась с учетом износа ОСАГО, то по новым правилам обеспечивается полное возмещение ущерба. В ходе ремонта автомобиль должен быть укомплектован новыми агрегатами, деталями и запчастями. Если выплат страховой фирмы недостаточно для покрытия такого ущерба, то недостающую разницу обязан будет выплатить виновник ДТП. Теперь в порядке очереди разберем вопросы, что же такое износ, какие изменения отрасли страхования произошли недавно и что они с собой принесли.

Внимание! С 2017 года пострадавшим в результате ДТП лицам стали начислять компенсацию без учета износа авто. В случае когда страховое возмещение, не покрывает реальных затрат на ремонт его недостаточно для восстановления целостности и работоспособности автомобиля, остаточную компенсацию можно вытребовать непосредственно с виновника ДТП.

Общие положения

Общие положения ОСАГО
В РФ страховка ОСАГО реализуется по принципу обязательности. Автогражданка должна быть у всех участников движения, транспорт которым имеет мощность выше 50 л.с. Наличие этой страховки дает водителю некую гарантию на случай ДТП. Он получает права получить возмещение от страховой компании виновника аварии.

Если до конца первого триместра 2017 года пострадавшим в результате происшествия лицам полагалось денежное возмещение с учетом износа авто, то в мае этого же года вступили в силу новые правила. Они меняют форму возмещения с денежной на натуральную, а также гарантируют выплату ОСАГО без учета износа. Это говорит о том, что страховая фирма оплачивает счета из автосервиса, где производится непосредственный ремонт автомобиля.

Что касается учета износа по ОСАГО, то теперь восстановление авто нужно производить новыми деталями. Раньше, при выплате компенсации клиенту, страховая компания начисляла возмещение после анализа возраста авто и степени изношенности запчастей и деталей. Это не всегда было оправдано и владелец авто не мог покрыть реальный ущерб.

Изменения в отрасли страхования закреплены в федеральном проекте «О внесении изменений в Закон об ОСАГО». Принят он был в марте 2017 года. Его нормы распространяются на все договора, которые подписаны после 21 мая 2017 года (дата вступления документа в законную силу).

Что принесли с собой законодательные изменения?


Рассмотрим список нововведений, которые произошли в сфере гражданской ответственности. Понимание этих нюансов позволит сложить общую картину о страховой выплате с учетом и без учета износа ОСАГО. Итак, основные моменты по новому законодательству:

  1. Договор ОСАГО обязателен не для всех участников дорожного движения. Автогражданку требуют только от тех владельцев, транспортное средство которых двигается со скоростью выше 50 км/ч.
  2. Фактический ремонт вместо денежной суммы на восстановление. Пострадавшая сторона не получает денег на руки. Компенсационные средства переводят на счета службы технического обслуживания, выполнявшей ремонт. Но есть и ряд исключений, в рамках которых лицо может рассчитывать на денежную форму возмещения:
  • сумма ущерба выше 400 000 руб. (максимального порога, предусмотренного договором ОСАГО);
  • за покрытие расходов отвечает международная компания;
  • пострадал не автомобиль, а другое имущество потерпевшего лица;
  • машина не подлежит ремонту и должна быть утилизирована;
  • последствия аварии зафиксированы в европротоколе, без участия полиции.

Максимальная сумма по европротоколу, что может быть выплачена потерпевшим от аварии лицам в рамках ОСАГО, не может превышать 100 тысяч рублей.

  1. Возмещение без учета износа. Договором об обязательном страховании предусматривался учет изношенности при начислении компенсации. По новым правилам расчет выплаты по ОСАГО формируется при учете стоимости новых деталей, запчастей. Для подсчета стоимости возмещения можно использовать специальный калькулятор.
  2. Штраф за затягивание сроков по ремонту. Обновленный закон об обязательном страховании устанавливает неустойку для страховой компании, которая затягивает с компенсацией ремонта. Штраф начисляется за каждый день просрочки.
  3. Ограничения по расстоянию к СТО, которое подлежит компенсации. Если ранее без ограничений возмещались расходы на транспортировку битого авто, то сегодня страховая фирма платит только за 50 км перемещения.
  4. Регрессивный Иск. Подается он целью взыскания суммы ущерба с лица, с которыми у страховщика заключен договор. То есть непосредственный виновник происшествия будет нести обязательства перед пострадавшей стороной, если:
  • ДТП лицо спровоцировало преднамеренно;
  • водитель не имел прав на управление ТС;
  • имели место отягощающие факторы, такие как алкогольное, токсическое, наркотическое опьянение;
  • по факту виновник самостоятельно занимается организацией ремонта поврежденного транспортного средства;
  • претендент скрылся с места аварии;
  • материалы по ДТП не были поданы страховщику в установленные законом сроки;
  • происшествие произошло в период, не предусмотренный договором ОСАГО, например, у претендента сезонна страховка.

На заметку! Оповестить страховую фирму о происшествии желательно в день аварии, а материалы по ДТП обязательно нужно передать в пятидневный период. Пропуск сроков может привести к отказу в возмещении ремонта.

  1. Обновленные лимиты страховых выплат. Изменились и нормативы компенсационных сумм, теперь они составляют:
  • 400 000 руб. – максимальный лимит на восстановление машины, иного вида имущества потерпевшего лица;
  • 500 000 руб. – максимум, что может быть выделен на возмещение вреда, причиненного здоровью, жизни потерпевшего гражданина.
  1. Расширение возможностей при выборе СТО. Претендент вправе лично выбирать оптимальный для себя сервис. Но, есть определенные ограничения:
  • степень отдаления СТО от зоны происшествия не более 50 км (это расстояние транспортировки страховая компенсирует);
  • завершения полного перечня восстановительных работ в месячный срок;
  • гарантия на ремонт для автомобилей, возраст которых менее 2 лет.
  1. Изменение показателей «бонус-малус». Теперь при расчете КБМ не учитывают характеристики авто, имеет значение только поведенческие факторы, стаж водителя.
  2. Ограничение интересов представителей пострадавшей стороны. Так как выплату в денежной форме страховая фирма не производит, то третьи лица не могут получать компенсацию за потерпевшую сторону. Коллекторские фирмы теперь не имеют интереса в выкупе битых авто и перекупке долга страховой.

Итоги

Что касается такого нововведения, как компенсация ремонта без учета износа авто – то это действенная мера поддержки, на которую могут рассчитывать потерпевшие от аварии лица. Она дает гарантию возврата полной стоимости восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства. И если размера компенсационной страховой выплаты недостаточно для покрытия ремонта, разницу будет платить виновник. Такая мера ответственности, возложенная законом на водителей, должна их дисциплинировать и привить чувство ответственности.

Читательские вопросы

  • Вопрос № 1: Есть ли судебная практика в части возмещения выплат без учета износа?Ответ: Обратите внимание на обзор судебной практики Верховного суда. Это проект № 4 за 2015 год.
  • Вопрос № 2: Я правильно понимаю, если я буду переоформлять ОСАГО, то на меня будут распространяться новые страховые правила?Ответ: Да, при переоформлении автогражданки вы перейдете на новые правила обслуживания.
  • Вопрос № 3: Можно перейти на новые правила по страховке до окончания действия ОСАГО? Если да, то, что для этого нужно предпринять?Ответ: Вы можете в любой момент времени перейти на новые правила. Для этого обратитесь в страховую компанию и подпишите дополнительное приложение к действующему договору.