Возврат товара без чека

Согласно Закону о защите прав потребителя, покупатель может прийти в магазин с требованием вернуть ему деньги либо обменять на другой товар. Однако продавцы часто требуют предъявить чек. В свою очередь, действительно, чек – это доказательство совершения покупки в данной торговой точке вне зависимости от его вида (кассовый или товарный). Только в качестве подтверждения могут использоваться и иные документы. Поэтому покупателей интересует вопрос, а можно ли вернуть продавцу товар, даже при отсутствии чека.

Можно ли вернуть товар без чека

Нормативная база

Права покупателя, утратившего товарный чек

чек - не единственный способ подтверждения покупкиПодтверждением факта приобретения могут выступать:

  • Показания свидетелей.
  • Выписка с банковского счета. Допускается использование в случае, когда покупатель расплачивался картой.
  • Иные способы.

18 статья Закона утверждает, что Потребитель вправе на протяжении срока гарантии:

  • Возвратить бракованное изделие с заменой на такую же модель.
  • Обменять на иную модель с доплатой со стороны покупателя (если цена выше) / продавца (если ниже).
  • Возвратить товар с возвратом уплаченных денежных средств.
  • Потребовать ремонта (если это категория технически сложной продукции).

Основные причины возвращения

Качественного:

  • неподходящая форма;
  • цвет;
  • размер;
  • фасон либо модель;
  • комплектация.

Недоброкачественного – Брак, поломка, некорректная работа.

Условия возврата без чека

В зависимости от наличия неисправности и принадлежности товара к списку продукции, которую можно возвратить продавцу, различаются и условия.

Внимание! Часто магазины указывают на изделиях, продаваемых по акции или скидке, что вернуть вещь (например, одежду или обувь) нельзя. ФЗ же не предусматривает подобные исключения. Следовательно, Продавец обязан принять возвращаемый товар.

порядок возврата

Возврат товара надлежащего качества

Качественное изделие, подлежащее возвращению, допустимо вернуть на протяжении 14 дней при условии, что:

  • не был в употреблении;
  • не потерял свои характеристики и товарный вид;
  • сохранены этикетки.

Внимание! Без чека и даже с ним можно вернуть не все предметы.

Как вернуть товар ненадлежащего качества

Некачественное изделие – это:

  • неудовлетворяющий потребности покупателя продукт согласно его назначению;
  • несоответствующее требованиям нормативных актов.

Подводим итог. Возврат возможен — изделия с браком, допущенным при его изготовлении, но обнаруженным лишь при эксплуатации.

Условия возврата в этом случае отличаются:

  • наличие документации и комплектующих;
  • нет повреждений товара;
  • Экспертиза доказала причину дефекта по вине производителя.

правила возврата товара в магазин

Правила возвращения в 14-дневный срок

По закону о защите прав покупателей, чтобы сделать возврат товара или же обмен даже без чека, владелец вещи должен обратиться к продавцу с заявлением.

На заметку! Кассовая документация во всех магазинах ведется в 2-х экземплярах. Следовательно, у продавца имеется копия чека.

Как мы уже ранее говорили, нужно предоставить иной вид подтверждения приобретения, саму вещь в надлежащем виде и претензию. После получения заявления оно рассматривается не более 10 дней, после чего или возвращаются деньги, или проводится экспертиза для определения причины дефекта, или предоставляется отказ.

Если продавец отказывается от своих обязательств без законных оснований, как восстановить справедливость? Владелец имеет право обратиться в Роспотребнадзор, а для возврата денег – в суд.

Возвращаем без чека и упаковки

О возможности возвращения без чека мы уже поговорили, но что насчет упаковки? В законе (ст. 18) предусмотрена возможность вернуть товар и без чека, и без упаковки и быстроизнашивающихся принадлежностей, которые могут прийти в негодность. Также это закреплено в приказе 160 Министерства антимонопольной политики. Согласно 16 статье закона, главное – не нарушенная целостность самого изделия, его комплектующих частей и принадлежностей.

С другой стороны, производитель отметил на упаковке, что ее сохранение обязательно. Также проблема может возникнуть в случае, когда коробка – неотъемлемая часть изделия. В этих случаях возвратить товар не представляется возможным.

Обмен на другой товар

Для обмена изделия также не требуется в обязательном порядке наличие чека, если имеются иные доказательства. В таком случае предоставляются иные подтверждающие покупку доказательства.

что говорит закон об обмене

Сроки удовлетворения требований покупателя

  • рассмотрение жалобы и принятие решения – 10 дней;
  • ремонт – до 45 дней;
  • обмен при отсутствии продукции на складе – 21 день.

На сезонную продукцию Гарантийный срок начинает действовать с начала этого сезона.

Внимание! Момент наступления сезона зависит от особенностей региона, его климатических условий. Устанавливается на местном уровне путем принятия соответствующего нормативного акта.

Если гарантийный талон не выдан или утерян, покупатель может возвратить некачественный товар на протяжении 2-х лет с даты приобретения.

Важно! Если гарантийный срок истек, но обнаружен заводской дефект, то при наличии доказательств появления неисправности по вине производителя, его можно возвратить.

Учтите, что после гарантийного ремонта срок продляется на период ремонтных работ. Однако после ремонта в магазине покупателю должны предоставить бумагу, где отмечены даты обращения владельца, когда сдавали изделие в сервисный отдел, окончания восстановления (с указанием применяемых деталей и материалов), а также возвращения продукции владельцу.

гарантийный срок

Заявление на возврат товара без чека

Претензия должна составляться письменно и содержать определенную информацию:

  1. Сначала заполняется шапка, кому адресована жалоба: наименование продавца и его реквизиты.
  2. Также следует написать данные покупателя, от кого поступает жалоба. Прописывается ФИО владельца вещи, его адрес и телефон.
  3. После шапки посередине пишется «Претензия».
  4. Особое внимание уделяется содержанию жалобы. Нужно подробно описать сам товар с указанием даты его приобретения.
  5. Указываются выявленные дефекты и приводятся даты их обнаружения.
  6. Полная стоимость покупки.
  7. Упомянуть об утере чека.
  8. Если имеются свидетели покупки или иные подтверждающие приобретение документы, представляется эта информация. В случае свидетельских показаний – данные свидетелей.
  9. В конце ставится дата составления претензии и подпись заявителя.

Вы можете скачать бланк претензии в формате word.

образец претензии о возврате товара

Дополнительные вопросы

Вопрос. Если изделие куплено по карте?

Ответ. При покупке по карте предоставить вместо чека можно выписку из банковского счета. Это будет равнозначная альтернатива.

Вопрос. Какой товар нельзя вернуть ни с чеком, ни без него?

Возврату не подлежат:

  • Медикаменты и иные товары медицинской области.
  • Вещи из драгоценных металлов, в частности, ювелирные украшения.
  • Белье, чулочно-носочные изделия.
  • Товары, используемые для личной гигиены.
  • Парфюмерная и косметическая продукция.
  • Диски и кассеты.
  • Печатные изделия.
  • Товары с аэрозольной упаковки.
  • Предметы, произведенные по индивидуальному заказу.

Важно! Возвращать их допустимо лишь в случае явных дефектов.

Вопрос. Если это онлайн-покупка

Ответ. Если покупка еще не доставлена, отказаться можно в любой момент. Продавец в этом случае возвращает оплату (при ее произведении).

Если доставлена, то возвратить можно в течение 7 дней без обоснования причины. Также интернет-магазин должен проинформировать в письменном виде о процедуре возврата и установленных сроках. Если информации нет, тогда период увеличивается с 1-ой недели до 3-х месяцев.

Вопрос. Если товар просрочен

Ответ. Просроченный продукт – недоброкачественный. Следовательно, сдать его не составит труда, следовательно, возможен и возврат своих денег. Сфотографируйте его. Фотографии – доказательство причины возврата.

Вопрос. Что делать если продавец отказывает покупателю в законном праве

Ответ. Магазин вправе отказать принять товар, если экспертиза подтвердила появление неисправностей по вине владельца, а также при истечении срока гарантии. Озвучивание других причин – это прямое нарушение законодательства. Далее решить спор можно в судебном порядке.

Отсутствие чека не является законной причиной отказа в приеме возвращаемого товара. Поэтому в случае утере платежного документа подготовьте иные доказательства покупки. Их отсутствие, также не может выступать причиной отказа. В случае проблем с магазином лучше обратиться за помощью к квалифицированному юристу, чтобы ваши права были соблюдены.